Зачем в наше время нужно снимать фильмы на серьезные темы?

Зачем в наше время нужно снимать фильмы на серьезные темы?

Яна Недзвецкая рассказывает о своей новой картине, которая заставляет думать и размышлять.

После уникального фильма-балета «Спящая красавица», снятого на глубине 4 метра  и озвученного голосами группы Dia Capella, захотелось снять серьёзное кино, социальную драму.  Это скорее возврат к моей короткометражке ИСХОД 20, где удалось поднять серьезную тему и вскользь коснуться темы отношений  «мать-дочь». Хотелось докопаться до сути.  Но новый мой фильм «Пуанты для моей мамы» не только и не столько об этом.  

Тема  больных детей с синдромом Аспергера последние годы, к сожалению,  становится все актуальнее. Статистика поражает  своими цифрами.  В этом году в среднем по миру  у каждого 36 ребенка диагностировано нарушение аутистического спектра. И цифры эти растут год от года. Проблема давно приобрела общемировой масштаб.

Прежде чем взяться за такую сложную тему, я познакомилась с потрясающими педагогами центра «Наш солнечный мир» и его подопечными. Невозможно остаться равнодушной, посетив этот центр.  Уникальное отношение к детям с  РАС ( расстройством аутистического спектра)  в этом центре, удивительные результаты не могут не  восхищать. 

Дети с синдромом Аспергера часто умны и  талантливы. С другой стороны, как правило, они  плохо социализированы.  В моем фильме «Пуанты для моей мамы» речь идет именно о такой девочке. Во время съемки фильма случались настоящие чудеса и мистические совпадения.  Уже в середине съемки я неожиданно в интернете прочитала статью о талантливом мальчике – аутисте  Мише Комарове из Астрахани, который рисует потрясающие картины с рыбами. А героиня фильма, помимо балета,  рисует картины.  И темой ее картин тоже стали рыбы с огромными стряпанными глазами. Мама Миши Комарова разрешила использовать в фильме Картины Миши ( были сделаны фотокопии этих работ).  И это удивительное совпадение сценария с жизнью. Хотя конечно на меня повлияло общение с этими удивительными детьми – сложными,  очень разными, талантливыми. 

Поиски на роль главной героини Крыси велись около года. Сыграть роль  ребёнка  с таким заболеванием мало кому по силам, тем более, детям. Сложность фильма и  в его многочисленных флэшбэках – жизнь героини описана от беременности ее мамы до пятнадцатилетия. 

И от ее рождения в тундре, в чуме, на стоянке оленеводов, до обучения в Академии балета в Москве. И здесь  опять случилась мистика  фильма – главная героиня  фильма – Инна Новикова обучается в Академии балета. Небольшая статья местного уральского издания в интернете,  послужила толчком к выбору Инны на эту сложнейшую роль. После прочтения статьи и фото Инны  я моментально  вылетела в Калининград на пробы. Изначально фильм планировалось снимать именно в  филиале Академии балета –  в Калининграде. 

В фильме снимались потрясающие, талантливые  дети хореографической труппы детского музыкального театра Вологды.  Преподаватели театра  не просто сами репетировали и готовили детей к съемкам, а очень  тепло приняли нашу съемочную группу у себя в театре,  снимались в эпизодах.  Сложные и интересные сцены были сняты в 39 школе города Вологды.  Детям пришлось не сладко  – съемки с раннего утра и до позднего вечера  выдерживали не все второклашки.  Тонко и точно сыграл  свою роль в фильме  юный пианист Вологодской музыкальной школы – Кирилл Соловьев. Удивительно точно сыграла больного ребенка Лина Базаева из Ижевска,  сыгравшая главную героиню в детстве – смело бросалась в самые сложные сцены фильма.

Играть ребенка с особенностями – неспроста сложно, а на грани возможного. С этим прекрасно справились две Крыси – старшая и младшая.

Я собирала  актеров фильма со всех уголков России. Хотелось собрать самых талантливых детей и дать шанс не толко московским детям, как это часто бывает у нас в кино, но и детям из Вологды, Калининграда, Ижевска, Крыма  проявить себя и свои таланты.

Последняя часть фильма снималась в Москве. 

Большую поддержку фильму оказал потрясающий  талантливый хореограф,  народный артист России Сергей Филин, который снялся в роли ректора Академии балета. В фильме снимались и юные  ученики хореографического училища имени Лавровского – талантливые Вероника Реснянская, Дарья Бубнова и Константин Понасюк.

Я все свои фильмы уже много лет снимаю с талантливым оператором – постановщиком Василием Очередником.

Фильм затрагивает 15 лет жизни юной Кристины Чурак. Бабушку Крыси играет потрясающе талантливая и очень харизматичная  актриса – Оксана Сташенко, перевоплотилась в фильме в юную женщину на 15 лет моложе. А для Ольги Макеевой в детстве подобрали очень похожую девушку. Она  не актриса, но сыграла довольно  точно. Получился настоящий  союз рыжих. А дуэт Оксаны Сташенко и Дины Корзун  в деревне Пяльма на старой лодке неподражаем. 

Очень красивые съемки прошли в поселке Пяльма, в Карелии. Это уникальное место на берегу  Онежского озера. Это место я присмотрела задолго до съемок.  Часто свои  фильмы я снимаю в тех местах, где  путешествовала много лет назад, и которые запали в душу и сердце.

Много красивых сцен было снято в Вологде и ее окрестностях. Большую помощь в согласовании  локаций  оказало правительство Вологодской  области,  Департамент Культуры и его директор Осиповский Владимир Александрович. Если бы не его помощь – много красивых сцен просто не было бы снято. 

Природа России и красота русского севера – это  всегда один из главных героев моих  фильмов.  Это правда –  все свои фильмы я снимаю на Русском севере – Солигалич, Чухлома, Карелия, Вологда и область  – а теперь еще и тундра республики Коми – любимые места моих съемок.   Пусть все завидуют – какая красивая у нас Родина! Конечно гораздо проще и дешевле  снимать грязные подворотни  в любом небольшом городке или  зачуханные пятиэтажки с разбитыми подъездами, а потом   получать за это  награды на западе.  Но мне это не интересно. Я  снимаю Новое Авторское кино и хочу быть первой, кто снимает «о проблемах красиво и с любовью к России». В своем первом полнометражном фильме «Убойные вести из Чухломы» была первая  попытка снять  не просто красивое кино, а поднять тему всех этих модных стилистов- блогеров с дешёвыми понтами и ненавистью к своей Родине. Фильм был снят задолго до бегства таких вот псевдо-героев из страны.  Фразы из этого фильма могут быть крылатыми – «А зачем жить в стране, которую ненавидишь?» – спросила главного героя его бывшая  учительница.

У меня  огромное количество  наград на  мировых кино фестивалях со всех континентов   – и это тот редкий случай, когда моя страна представлена в мире не грязной отсталой страной алкашей и деклассированных элементов, а  уникальной, красивой и  величественной  страной талантливых и красивых людей. Если снимаешь действительно красите и уникальное кино, рушатся все преграды. Моя красивая сказка – балет под водой  «Спящая красавица» получила уже 32 награды на мировых фестивалях  за последние полтора года. Если честно – перестала считать все эти награды.  Увы, у нас в стране ко мне довольно прохладное отношение – у нас тоже до сих пор ценят только чернушное авторское кино  – с ним легче поехать за границу и погулять там за государственные денежки.  

Этот фильм не только и не столько об отношении к больным детям в нашем обществе. Этот фильм поднимает более глубинные вопросы ответственности взрослых за судьбы детей. В наших семьях отношение к детям стало  слишком безответственным.  Все чаще именно матери бросают своих детей и уходят из семьи за «новым» счастьем. Фильм – это  обвинение взрослых в равнодушии и наплевательском отношении к своим детям. Глобально – он об этом! 

Хорошо, что отношение к детям с синдромом Аспергера меняется в нашей стране. Открываются классы в обычных школах, детей стараются социализировать, а не изолировать.  И опять же – случайное  совпадение , что именно  в 39 школе города Вологды  как раз и открылся  специализированный класс для детей с РАС. И это еще одна случайная неслучайность на съемках нашего фильма. 

Наш  фильм не стремится показать нашу страну ни как затейливый лубок, ни тем более как очернение нашей жизни. Надеюсь, мне удалось создать  очень красивый фильм с тонко выверенными кадрами, с идеальными пропорциями и цветом  и  главное – со своим авторским почерком. А главное –  без скучных «зависаний» и провалов в действии, как это часто бывает в Старом Авторском кино. Давно хочется снять налет ветхости и скуки с российского авторского кино, на которое никто давно не ходит и никто его не смотрит, кроме напыщенных фестивальных бонз. Мнение – что авторское кино – это для узкого круга понимающих –  спесивая ложь для выбивания государственных денег под скучные и мало интересные людям фильмы. 

В этом фильме я хочу попытаться, как в старом добром  советском кино,  не просто заставить зрителя подумать о самом важном в жизни.  Хочу, чтобы фильм, в котором очень плотное действие и грамотно замешенная причинно-следственная  связь, не давал  заскучать зрителю ни минуты! В полном смысле этот фильм –   драматический социальный блокбастер.  

Я ненавижу термин –  авторское  кино.  От него давно веет скукой и чернухой. 

Кино должно быть в первую очередь интересным и очень красивым! Иначе – какой смысл тратить на него время, а зрителям свои деньги. Кино должны смотреть с удовольствием. А весь мир должен восхищаться нашей страной. 

Фото: пресс-служба.