Новая картина Андрея Смирнова "Француз" о временах хрущевской "оттепели", которую частенько в кино романтизируют и изображают, как приятный водевиль. Но не в этой ленте.
Юрий Ненев делится впечатлениями от просмотра фильма “Француз”, который выйдет на экраны 31 октября.
Двадцатый век не отпускает. В этом году даже продвинутый российский фестиваль “Кинотавр” предался ностальгии. Фильмом открытия стала “Одесса” Валерия Тодоровского (в основе реальные события 70-х), гран-при присудили драме “Бык” Бориса Акопова (про 90-е). А закрывали “Кинотавр” новой картиной Андрея Смирнова “Француз”, о временах хрущевской “оттепели”, которую частенько в кино романтизируют и изображают, как приятный водевиль. Но режиссер не стал лукавить и показал суровую правду о тоталитарной стране, в которой он тогда жил. Фильм – посвящение диссиденту Александру Гинзбургу и всем, кто не хотел жить в СССР во лжи – выходит в прокат совсем скоро, в конце октября.
Итак, в Москву на стажировку в МГУ приезжает студент из Парижа, член компартии Франции. Здесь он знакомится с прогрессивными молодыми людьми, слушает джаз, который “уже не запрещен, но еще не разрешен”, читает стихи в самиздатовских журналах, влюбляется в балерину из Большого театра, ест сало, пьет водку, даже “соображает на троих” в подъезде.
И попутно ищет своего отца. Ведь француз Пьер – на самом деле Петр Алексеевич Татищев, сын репрессированного дворянина. Советская госбезопасность об этом почему-то не догадывается и пытается вербовать француза, чтобы он стучал на своих соотечественников. И хотя Пьер не стучит, КГБ ему все равно помогает в поиске. Поворот странный, но автор имеет право на свое видение истории.
Как предупредил Андрей Сергеевич Смирнов, его фильм вряд ли будет интересен тем, кто приходит в кино за развлечениями, с попкорном и газировкой.
Это масштабное художественное полотно, где есть длинноты, сцены с затянутыми на много минут разговорами. В таком темпоритме сейчас редко снимают, боясь упустить зрительское внимание. Стандартная сцена в современных фильмах длится максимум две минуты. Быстро-быстро, бегом-бегом! “Француз” в этом смысле очень нетороплив.
И пусть фильм временами оказывается предсказуем, местами похож на театральную постановку с подробнейшими объяснениями того, что происходит на экране, а некоторые сюжетные повороты можно просчитать заранее, но тому, как Смирнов умеет работать с актерами, создавать атмосферу, использовать детали – можно только позавидовать. Отдельно стоит отметить трагикомические эпизоды с участием Романа Мадянова, Натальи Теняковой, Нины Дробышевой, Валентины Мазуниной, эти моменты точно никого не оставят равнодушными.
Вопрос в том, каким будет прокат, на какую аудиторию рассчитан этот фильм. Мне кажется, что двадцатилетним и тем, кто моложе, будет откровенно скучно, они даже не поймут, о чем идет речь. То есть “Француз” рекомендуется к просмотру людям среднего, старшего и откровенно пожилого возраста. Грубо говоря, от 35-ти и выше. Для тех, кто еще помнит, кто такие Булганин, Хрущев, Маленков, Косыгин.
Ради интереса, с утра пойду на улицу и спрошу первых встречных, знают ли они эти фамилии и чем эти люди прославились. Даже интересно будет послушать. Вот к чему приводят просмотры некоторых монументальных фильмов. А “Француз” именно такой. Фильм-глыба.