Прошлой ночью (по московскому времени) американский кинематограф подписал акт о полной и безоговорочной капитуляции.
Когда случилась сенсация и три самых престижных статуэтки «Оскар» — за лучший фильм, за лучшую режиссуру и за лучший оригинальный сценарий — достались южнокорейскому фильму «Паразиты». Плюс контрольный выстрел в виде победы в номинации «Лучший иностранный художественный фильм». В итоге американцы не только проиграли на своей территории, но еще и устроили банкет за свой счет в честь заезжего режиссера Пон Чжун Хо.
Что же случилось? Все слишком предсказуемо. Киноакадемики заигрались в толерантность, в демократичность, в политкорректность и, судя по всему, решили проголосовать нейтрально, чтобы ни дай Бог не обидеть ни Скорсезе, ни Тарантино, ни иных великих. А по факту не только обидели, но и унизили, и оскорбили. Великий американский кинематограф довольствовался, прямо скажем, утешительными призами на премии, которую когда-то создали для продвижения Голливуда.
Чую, назревает серьезный скандал и пересмотр регламента, ведь при нынешней системе заграничные фильмы имеют серьезное преимущество перед американскими. Если раньше иностранцы могли рассчитывать только на одну специализированную номинацию «для понаехавших», то теперь они на всех фронтах теснят кинопром made in USA. Напомню, что те же «Паразиты» были заявлены аж в шести номинациях и победили в четырех. А вот список номинаций для американцев имеет минус одну позицию, ведь никто из них не может претендовать на статуэтку как «Лучший иностранный фильм».
«Паразиты», кстати, числились в фаворитах, не такая уж это и темная лошадка. Но никто не делал на них ставку конкретно в главной номинации — «Лучший фильм». Победу там сулили или «Джокеру», или «Однажды в… Голливуде», а скорее всего «1917». Никаких «Паразитов» в прогнозах на The Best Film не было и в помине. Тот, кто ради прикола сделал букмекерскую ставку на южнокорейскую драму, 100% стал миллионером.
Если честно, совсем не разделяю эйфорию от триумфа «Паразитов». Мнения синефилов относительно этой картины кардинально разделились. Одни считают фильм выдающимся шедевром, другие — вторичным и предсказуемым. Отношусь к тем, к «другим», кто настроен критично. Для меня «Паразиты» — удачно экранизированная театральная пьеса, но не более. В советские годы популярным был жанр «телеспектакля». Вот если бы на «Оскаре» была отдельная номинация «Лучший телеспектакль», то там «Паразитам» самое и место.
По большому счету соглашусь только с двумя наградами нынешнего «Оскара». Овации, аплодисменты, крики «браво» —блистательной Рене Зеллвегер за лучшую женскую роль в фильме «Джуди» и лучшему адаптированному сценарию антивоенной трагикомедии «Кролик Джоджо».
А теперь о плюсах! В перспективе, если ничего не изменится в регламенте премии, то мечты об «Оскаре» для любого из нас могут стать реальностью. То есть я, Юра Ненев, могу написать гениальный сценарий на русском языке, он попадет в руки гениального русского режиссера, в нем сыграют гениальные русские актеры, и при счастливом стечении обстоятельств «Оскар» будет наш, в любой номинации. Дорогой Боженька, так храни же американскую киноакадемию, делай ее еще более толерантной и открытой ко всяким гастарбайтерам.
А раз уж мир кино стал расширять границы, то и мы обязаны быть в тренде. Предлагаю пригласить на предстоящую «Нику» товарища Тарантино, товарища Скорсезе, товарища Мендеса, товарища ди Каприо и других не менее выдающихся товарищей, обиженных «Паразитами», и вручить им здесь почетные призы, можно даже государственные награды. И это будет справедливо. Ведь мы за свое кино переживаем меньше, чем за них. Покажите мне хоть одного кинокритика, который не стал бы спать ради «Золотого Орла», а минувшей ночью бодрствовали все сливки российского кинобомонда, комментировали, переживали, вели трансляции в соцсетях. «Оскар» вовеки наш. Был, есть и будет.
Фото: oscar.go.com