Режиссер и дизайнер Яна Недзвецкая о новом фильме-балете под водой

Режиссер и дизайнер Яна Недзвецкая о новом фильме-балете под водой

В ноябре в Москве состоится премьера подводного фильма-балета Яны Недзвецкой «Спящая Красавица». В преддверии этого события мы встретились с режиссером и поговорили о создании этой необычной картины.

Яна, почему вы решили сделать такой необычный проект: фильм по водой? Причем, сразу же после того, как у вас вышла полнометражная лента.

Если честно, хотелось навсегда закрыть эту подводную эпопею. В 2014 – м году я как дизайнер одежды провела первый показ под водой  “Harmagedon. Psalm 36:29”. Он был проведен в формате онлайн. Гости сидели у бассейна, а те, у кого были документы дайвера, сидели с кислородными баллонами под водой. Девушки-модели шли по подиуму-понтону и спокойно шагали  в воду в конце подиума. Зрелище было завораживающим.  Камера стояла под водой и над водой. Кроме того, над водой висел огромный экран: гости видели все, что происходило на глубине. А те, кто находится в этом время под водой, все видели сами, сквозь стекла масок. Этот показ прошел по всей сети мира и собрал более 200 000 000 просмотров на разных площадках. Его показывали по многим ведущим каналам мира – от Японии до Америки.
Парижский Fashion TV собрал на своих страницах в социальных сетях под моим показом больше 25 000 000 просмотров и бесконечную ленту комментариев.

Действительно, это было уникальное фэшн-шоу. И такой грандиозный успех! Вы остались довольны?

Нет, конечно! Я была недовольна всем. Слишком быстро растаял сухой лед. Слишком мало лилий было на воде. Ну это все мелочи! Самое важное: моя основная  идея не дошла до зрителей. Баннер, на фоне которого плавали под водой модели, оказался невнятным, рисунок слишком мелким. Я не рассчитала преломление  рисунка под
водой. Зрители увидели только красоту моей коллекции. А ведь на баннере  были изображены разрушенные войной города. И красивые девушки в красивых нарядах не только плавали в воде, но и “мертвые” всплывали на поверхность.  Хотелось показать, что война – это всегда боль и ад. А мир спасет только красота. Вот такой был посыл.

Подводная тема Вас продолжала волновать и Вы устроили второй показ под водой. Действие происходило в Крыму. Почему выбрали это место?

Второй фильм-показ ” Алфавит Бен-Сиры. Лилит” вышел  в 2016 – м году. Мне хотелось
снять уже не простенькое плавание в красивых платьях в бассейне с открытыми глазами и нежными эмоциями, а в море, на приличной глубине. Долго искали
локации. Я очень люблю  Крым, объездила его на машине весь вдоль и поперек. Очень хотелось реализовать мой сценарий на мысе Фиолент. Это уникальное по своей красоте место -лучшее в мире, я считаю. Но даже осенью там оказалось людно. Любит у нас народ красивые места. Фильм, в результате, снимали в не менее  потрясающих локациях – на мысе Тарханкут. В этом проекте участвовали модели из Крыма: отчаянные девчонки, которые умели не только отлично плавать, но и прыгать со скал в море.  
Кастинг был жесткий. Мы проводили его прямо на скалистых берегах. Было так: либо прыгай, либо ты не в проекте. Третьего не дано. Главную роль Лилит под водой сыграла актриса Лиза Арзамасова, а роли Адама и Евы достались солистам “Балета Москва” Александре и Михаилу Киршиным. Во время съемок начался шторм на  море. Тарханкут – место коварное. Модели в красивых длинных платьях со шлейфами прыгали в бушующее море со скалы высотой 10 метров. Было экстремально, конечно! За ними следом  в финале прыгнула и я. Признаюсь, чуть не умерла от страха. Сама до конца не верила, что это сделаю.

Но если уж Лиза Арзамасова, хрупкая, совсем юная девушка,  прыгнула с такой высоты, балетные артисты тоже не испугались сломать себе ноги, то и мне Бог велел.  Фильм получил очень много наград на международных фестивалях.

После моих  подводных  показов, скажу я Вам, в воду  только ленивый не полез! Люксовые бренды тоже начали организовывать подобное. Приятно было читать комменты под постами, где всемирно известная марка разместила видео: “Вы опоздали! Одна  сумасшедшая русская давно это сделала! ” За точность цитаты не ручаюсь, давно это было. Но что-то в этом духе. А в России опять про эти мои уникальные показы молчали, были, конечно, публикации, но такого широкого резонанса, как за рубежом они не получили.

Почему вы все-таки решили продолжить подводную тему?

Как всегда,  в новом проекте опять были сплошные “но”. Штормило на Тарханкуте так, что вода была не прозрачная, а мутная. Это был не фильм, а все-таки показ на скалах. Чего-то опять мне не хватило. И в голове вдруг возник новый проект, в котором хотелось учесть все ошибки предыдущих. Нужно было найти бассейн, чтобы и глубина была оптимальная для погружения, а это четыре метра, и чистота воды идеальная.  И задачу хотелось посложнее решить, знаете, в моем характере, люблю все усложнять. У меня в друзьях много балетных. Так и родилась идея подводного балета!

Кто помогал на съемках нового фильма?

Главное – это идея! Часто люди заглушают в себе гениальные мысли, думая, что их невозможно осуществить. А я всегда начинаю с другого: как и с кем осуществить мою новую сверхидею. Вторым пунктом у меня идет: идея должна овладеть массами, группой, которая в нее поверит. Начались мучительные поиски команды. В первую очередь, конечно, локации. Нет локации – нет фильма. Если иметь неограниченный бюджет – съемки  были бы не такими сложными. Мой фильм – не коммерческий проект, продать его невозможно. Нужна была практически бесплатная локация. Также и с подбором балетных – кастинг длился полтора года. Были те, кто репетировал целый год, претендуя на главные роли. А перед самыми съемками вдруг струсили и отказались.  Замены шли до самых съемок. На стадии репетиций  мне очень помогали сами участники, команда балетных. Они приводили талантливых друзей и юных балерин. Конечно, огромное спасибо надо сказать подводному оператору Григорию
Яблочникову, который для проекта делал все: и снимал, и устанавливал декорации, и обучал балетных, как надо вести себя на такой глубине. Он, конечно, супер профи в подводных съемках. Украсили этот проект дети. В фильме роль юной принцессы играют Ева Волкова ( 10 лет) и Мелания Новак ( 7 лет). А Таисия Сальникова ( 10 лет) сыграла гостью новорожденной  принцессы. Амелии Ахметшиной  на момент съемки было всего 9 месяцев! Именно она сыграла роль новорожденной принцессы.

Роль пятнадцатилетней принцессы играет в фильме талантливая Софья Фадеева – потрясающая девушка. Она провела под водой все съемочные дни и даже заболела на проекте. Роль принца исполнил  талантливый солист “Балет Москва” Эдуард Ахметшин.
Ключевую роль злой колдуньи, няни принцессы, эмоционально и точно  сыграла Олеся Скитер. Еще нужно отметить потрясающую озвучку этого фильма. Не знаю, в какой такой счастливый день мне почему-то захотелось озвучить этот фильм не просто музыкой П.И. Чайковского, а чистыми голосами, без инструментов. И нашлась такая же энтузиастка этой идеи Ольга Дианова, участница проекта “Голос”, которая аранжировала самые известные произведения П.И. Чайковского для этого фильма.  В
фильме  именно ее группа Dia-Capella  исполняет музыку П.И. Чайковского. И это тоже впервые в мире. Это были самые сложные и самые ужасные для меня съемки! Даже мой
полнометражный фильм “Убойные вести из Чухломы” не стоил мне таких усилий.

А что дальше? В разных интервью читала такие вопросы Вам: теперь на подводной лодке, в космосе или в воздухе?

Точно нет! Все эти цирковые номера и трюкачества не для меня. Я за красоту во всем.  Я люблю красивые фильмы, чтобы дух захватывало.  Я не люблю чернуху, грязь и унижение нашей страны, чем часто грешат наши режиссеры. Мне нравится получать награды не по политическим мотивам,  а за фильм, чтобы у зрителей  слезы на глазах от восторга. В Италии, где мой фильм “Убойные вести из Чухломы ” получил Гран-при как лучший зарубежный фильм, ко мне подходили итальянцы и  с восторгом спрашивали: “Где это? Неужели в России?” Они не могли поверить! Они привыкли, что на фестивали русские привозят фильмы, где Россия вечно грязная, везде помойки, а мы все алкаши.  А я выбираю самые красивые места России. И их у нас очень много. Обидно, когда Голливуд показывает всему миру  красивые сказки о своей стране. А на самом деле все там гораздо хуже.

А в России для международных фестивалей, наоборот, выдумывают и показывают грязь о своей стране, выискивают уродов и педалируют только на негативе. Опускают наш имидж ниже плинтуса. А потом иностранные туристы удивляются и восхищаются Россией, увидев ее наяву. Сейчас я готовлю следующий полнометражный фильм “Пуанты”.  Он будет сниматься  далеко на Севере, часть съемки хочу провести в тундре,  на стоянке оленеводов. Тем более, год назад я туда летала  на голубом вертолете. Реально на голубом! И попутно даже затеяла борьбу за права оленеводов. Кстати, сама сняла  небольшой и очень красивый ролик о жизни оленеводов Воркуты и сподвигла  журналистов сделать острый репортаж об их бесправном положении в кооперативе. Можно снимать острые фильмы, но во всем нужна мера.  И, конечно, вера в свою страну!  В новом фильме “Пуанты” все будет, как я люблю: зима,  холод, метель, экстрим. И очень, очень все красиво! Люблю Север России взахлеб, на разрыв души.
И нет для меня лучше места на земле!  

Фото: пресс-служба.