Какую музыку полезно слушать ребенку?

Какую музыку полезно слушать ребенку?

Наталья Савицкая - мама троих детей, музыкант, эксперт в области музыкального развития.

А еще она автор детского онлайн-курса “Путешествие сквозь музыку”. Наталья утверждает, что “хорошая музыка” существует. Это музыка, в которой есть смысл. Музыкальный вкус надо воспитывать с самого детства, открывая ребенку те самые смыслы. Об этом ее блог @natsavitskaya , где она рассказывает о влиянии классической музыки на детское развитие.

Развитие ребенка и образование. Что на твой взгляд дает музыка?

Я считаю, что музыка – это мощнейшее, но почему-то недооцененное средство развития ребенка. Мало кто задумывается о том, что через музыку можно развивать речь, образное мышление, фантазию, аудиальное восприятие информации в целом. Ведь когда ребенок попадает в школу, как бы преподаватель не готовился и не показывал наглядные материалы, все равно большую часть информации он рассказывает. И детям очень сложно настроиться, потому что они не привыкли слушать. Так вот музыка как раз учит этому навыку. Но здесь очень важно понимать, что не вся музыка одинаково развивает. Классическая музыка справляется с такой задачей лучше любой другой, потому что она многослойна, многогранна, в ней много смыслов. Именно она побуждает думать, побуждает мыслить. И, собственно тем самым, глобально развивает ребенка.

С какого возраста можно начинать знакомить детей с музыкой?

Здесь нет точки отсчета. Как только ребенок появляется в утробе, маме уже можно слушать музыку. Многие исследования доказывают, что ребенок уже там начинает реагировать. А если говорить об осознанном слушании, то как только малыш начинает в принципе что-то понимать самое элементарное, уже можно знакомить. Мы же начинаем играть в кубики, начинаем говорить: “Вот это красный, а вот это зеленый”, когда дети еще даже говорить не умеют. Так и с музыкой. Ведь в классической музыке очень много простых образов, таких как птички, ручеек, ветерок. Все это ребенок понимает еще до того, как учится говорить. Если давать слушать это в музыке, я вас уверяю, что и речь ребенка появится гораздо раньше.

Расскажи о своем личном опыте на примере твоих детей?

Могу сказать сразу, что все прошло не так гладко, как хотелось бы. У меня самой классическое музыкальное образование. Это обычная наша государственная музыкальная школа, музыкальное училище, далее институт. Когда ребенка приводят в музыкальную школу, в основном ему сразу выдают инструмент, не объясняя ему, что он будет играть. Сразу окунают его в музыкальную грамоту, музыкальные термины, ставят руки или дыхание, в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали. Часто ребенок совершенно не понимает, какую же музыку он будет играть. В основном вокруг звучит музыка, сильно отличающаяся от классической. Дети в обычной системе музыкального образования доходят до смысла классической музыки уже сильно позже, когда много играют, много общаются на эту тему с музыкальными преподавателями. Я пошла по той же системе. Но решила, что дома у нас будет звучать классическая музыка для того, чтобы эта атмосфера была знакома детям, чтобы они плавали в ней как “рыба в воде”. И я столкнулась с такой проблемой. В какой-то момент ко мне подошла дочь и сказала : “Мам, выключи свою музыку, давай что-то другое” и привела пример какой-то легкой песенки из детского сада. Тогда я задумалась. Вроде бы я классический музыкант, подбираю музыку по возрасту и все равно появился такой обратный эффект. И вот тогда я решила, что нужно не просто включать музыку ребенку, а объяснять, что же она транслирует. Это не просто атмосферная музыка, она несет в себе информацию и смыслы. И как любой литературный текст, есть сложный – для более продвинутого читателя, а есть – полегче. Так и в музыке. Могу с гордостью сказать, что этот метод действительно работает.

На каких инструментах играют твои дети?

Мои дети не только начали с удовольствием слушать классическую музыку, но и по очереди стали просить меня о поступлении в музыкальную школу. Причем каждый выбрал свой инструмент.

Дочь выбрала фортепиано. Сейчас она занимается уже второй год. Сын в этом году поступил в музыкальную школу на скрипку. Для меня было очень важно, что и желание поступления в музыкальную школу, и выбор инструмента, был самостоятельным. Я никаким образом не воздействовала.

Как родилась идея музыкального курса для детей?

Мне кажется, что в моем курсе сошлись три очень значимые составляющие моей жизни. Первое – это, безусловно, мои дети и любовь к ним. Второе – это мое музыкально-педагогическое образование. Я не просто исполнитель-музыкант, а преподаватель. У меня был довольно большой опыт общения с детьми, более 15 лет я работала в музыкальной школе. Третье – это то, что я достаточно продолжительное время работала на телевидении. Это все сошлось и я поняла, что я могу. Я почувствовала в себе силы донести даже до самых немузыкальных детей, насколько это замечательно и здорово и донести до самых немузыкальных семей, насколько это раскрашивает вашу жизнь, насколько музыка влияет не просто атмосферно, но и на мировосприятие.

Ты опробовала курс на своих детях?

Мои дети являлись первыми “подопытными кроликами”. Воспитывая в них понимание классической музыки, я нарабатывала свои знания. Но уже когда я записываю курс, каждый урок они смотрят первыми, причем они ждут, они видят, как я это все монтирую. Они – первопроходцы моего курса.

Мой курс – это мой четвертый ребенок. Я к нему очень трепетно отношусь. Вы знаете, это не тот курс, который на коленке пишут за два дня структуру и потом быстренько снимают и выдают в свет. Это очень продуманный продукт, который я вынашивала не один год. Называется он “Путешествие сквозь музыку”, длится целых 12 недель. Но при этом идет в спокойном темпе все очень плавно. Я всегда настаиваю на том, чтобы у детей был выбор и было желание заниматься музыкой, как бы это не воплощалось.

Каждую неделю я выпускаю новую серию, где рассказываю какие-то понятные детям вещи (про природные явления, животных, игрушки, сладости). И эти образы воплощаются в музыке. В каждой серии вплетена теоретическая часть. Это знакомство с музыкальными инструментами, с жанрами, со средствами музыкальной выразительности. Но это все идет параллельно. Основная идея в том, чтобы детей не перегружать какими-то музыкальными терминами. На курсе нет никаких нот, теории. Тем курс и понятен абсолютно всем. Здесь не нужны никакие предварительные знания, все дети от 4 до 8 лет способны понять без помощи родителей то, о чем я говорю. Дети делают домашние задания. Но они все очень творческие. Все они заточены на то, чтобы настроить детские уши на восприятие музыки. Много дополнительных материалов: это исполнение, мультфильмы с классической музыкой – все то, что может дополнить тему, которую я поднимаю. Все исполнения я стараюсь подбирать детские. Детям это ближе.

Фото: Анастасия Калинцева