Дина Рубина ищет свои корни в Испании

Дина Рубина ищет свои корни в Испании

Писательница надеется отыскать своих предков.

Знаменитая писательница частый гость в Испании. Этой стране она посвятила два своих замечательных романа «Воскресная месса в Толедо» и «Белая голубка Кордовы».

В обоих романах прослеживается тема испанских евреев – сефардов, которых изгнали со своей родины.

Дина Рубина не скрывает, что эта тема ей близка, так как она сама потомок сефардских евреев. Об этом она узнала, когда начала искать свои корни и обнаружила в своей родословной древнюю сефардскую фамилию.

Писательница рассказывает, что впервые посетив Испанию, стала искать свои корни и нашла их в Толедо. Недаром местные принимают ее за свою. Рубина считает, что внешностью она и впрямь напоминает испанку.


Каждый год писательница приезжает в Испанию, нанимает лучших местных гидов, чтобы поработать в архивах. Бродит по узким улочкам иудерий (старинных еврейских кварталов), посещает синагоги и не пропускает блошиные рынки. В своих романах Дина Рубина открыто скорбит о евреях, клянет инквизицию, королеву Изабеллу, которая выгнала всех евреев из Испании.

Еврейский квартал в Толедо

Кто же такие эти сефарды? Это группа евреев, которая сформировалась и проживала на Иберийском полуострове. Евреи жили на территории Испании еще с древних времен. По крайней мере об этом упоминается еще в Ветхом Завете. Термин сефард происходит от сфарад, что на иврите означает Испания.

Несколько столетий сефарды жили на территории Испании вполне привольно. Даже захватившие Иберийский полуостров арабы их ценили и назначали на самые высокие руководящие должности. Они были хорошими ремесленниками, владели медицинскими науками, обладали знаниями по архитектуре и экономике. Среди них было много выдающихся ученых, например Маймонид. Самыми большими центрами поселения сефардов считались Толедо, Кордоба и Жирона.

Положение изменилось с падением арабского влияния и усиления власти католических королей. В 1492 году католическая королева Изабелла издает указ, по которому все евреи должны либо принять католичество, либо навсегда покинуть территорию Испании. Часть приняли навязанное христианство (их впоследствии прозвали «марранами», что означает на старо-испанском «свиньи»). Но, говорят, что по пятницам они тайно устраивали в своих домах шаббат и соблюдали обряды. Их участь была несладкой. Вскоре началась инквизиция, которая следила, как исполнялись законы новой веры. Главной ее задачей как раз была слежка за вновь обращенными.

Другая часть, как предки Дины Рубиной, покинули Испанию. При этом евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома.

В последние годы в Испании очень большой интерес к еврейскому прошлому. Дело даже дошло до курьезов. Так, старинная и родовитая семья герцогов Альба заявила о том, что их предки были евреями. Мэр города Альмерия объявил себя евреем и репатриировался в Израиль. Владелец самого большого рыбного магазина в Барселоне повесил у себя в витрине шестиконечную звезду.

Современные испанские ученые восстановили родословные многих выдающихся испанцев, которые ко всеобщему удивлению оказались евреями по происхождению. Среди них Пабло Пикассо и даже писатель Мигель Сервантес. Не так давно был обнаружен дом его предков в городке Алькала, который расположен в центре еврейского квартала. Поговаривают, что и генерал Франко тоже потомок сефардов.

В 2013 году Испания объявила о готовности выдавать свое гражданство потомкам сефардских евреев, изгнанных в 15 веке. Спустя 500 лет они получили возможность вернуться.