А вы когда-нибудь бывали на Курильских островах? Наш редактор Надежда Дунаева отправилась туда зимой и рассказала о своем путешествии.
Мой путь на Итуруп лежал через Сахалин. Чехов туда добирался 3 месяца, мне повезло больше : 8.30 часов на самолёте и я там. Всю дорогу следила за картой маршрута: позади Урал, Сибирь, в стороне остался Благовещенск и Владивосток, потом Хабаровск и Сахалин! Я, наверное, только в этот момент отчётливо поняла какая большая у нас страна. Ну что вам рассказать про Сахалин? Я здесь была совсем недолго. В Южно-Сахалинске успела выбраться в краеведческий музей, который находится в японском здании 1937 года, построенном в традиционном национальном стиле тэйкан-дзукури, единственное в своём роде на территории как Сахалина, так и всей России. В общем, Сахалин – когда-то остров каторжников, потом романтиков. И ещё нефтяников. Климат тут суров, -8 как наши -20. Передвигалась на такси, яндекс такси очень дешевое. А дальше мне предстоял перелёт на Итуруп.
С Сахалина перелёт на Итуруп , остров, входящий в состав Курильских островов. Вопрос: улетим или нет долго оставался открытым. Лететь всего один час. Но на Итурупе очень изменчивая погода. Так что зимой рейсы могут отменять. Раньше это вообще была норма. На Итурупе до 2014 года пользовались военным аэродромом “Буревестник”,который достался от японцев, откуда, кстати , во время второй мировой самолеты улетали бомбить Перл Харбор. Аэродром камикадзе: для них главное был взлёт. Поэтому бывало и так, что, самолёт прилетал из Южного, но из-за плохой видимости сесть не мог и летел обратно. Мы летели на каком-то вертокрыле. Небольшой такой самолётик с винтами. Когда сильный ветер, самолётик трясёт как осиновый лист. Орал ребёнок лет двух и я сидела, вцепившись руками в кресло . Остальные вроде спокойны. Когда приземлились, это был один из счастливых моментов моей жизни. Мне хотелось расцеловать пилота. Но местные, видимо, привычны, да и выхода у них нет. Или час на вертокрыле или 18 часов по морю , но если шторм, то ещё дольше.
Мы ездили на место строительства нового рыбзавода. Минут 40 на джипе , а дальше уже непроходимые дороги. Нас везли военные на танке. Теперь я понимаю что означает выражение : глухо как в танке. Мотор в этом транспорте сильно тарахтит и звук похож на бесконечную стрельбу , в итоге ты не слышишь ничего больше.
Поначалу я сидела сверху. Итурупский лес -это непередаваемое по красоте зрелище. Это сказочный лес: деревья , которые испытывают на себе стихию, причудливо извиваются, кроны неровные, шапки тянутся куда-то в сторону, а среди них зелёная гладь кустарника, на самом деле , как выяснилось позже, курильского бамбука. Жаль, что фото не передают всей красоты, но снимать приходилось на ходу, а это тот ещё цирк!
Приехали и пошли вдоль горной реки. Тут я вообще не успела сделать и кадра, как свалилась в ледяную воду и в сапоги затекла вода. Обратно пришлось лезть в гору. Через этот непроходимый бамбук, раздирая его руками. И спасибо военным! Ребята спасли меня от холодной смерти. Усадили у печки, сами вылили из сапог воду, дали свою жилетку, чтобы согреться. На обратном пути я уже сидела внизу и грелась, не высовывая голову из танка.
Курильчане искренне обидятся, если сказать, что острова эти забыты Богом. Местные всячески расхваливают Итуруп. И аэропорт новый появился, и дорога асфальтированная в городе, бассейн открылся, тёплый теннисный корт, новый пирс построили. А на острове всего – то 6000 человек. В Курильске 2500. И жильё тут в цене: 3 – х комнатная квартира стоит порядка 5 миллионов. Мне так кажется, что это из -за того, что новостроек тут мало. Когда прилетела, показали район с новыми домами, но в темноте я толком ничего не рассмотрела. В основном, тут либо частный сектор, либо двухэтажки, выше строить нельзя, сейсмически опасная зона. В городе есть несколько гостиниц. Они, конечно же, не курортные пятизвёздочные с бассейнами и спа – это просто скромные двухэтажные дома, но в свежем ремонте, вполне пристойно и чисто внутри.
Ещё местные расскажут про красоту острова в летнее время: тут и горячие источники, и белые скалы, и вулканы, и море, и океан. Ну а зимой здесь бесконечные и безжалостные снег и ветер. Море красивое. Величественное. До океана даже не добралась, сказали , что лучше не соваться. Зато видела курильский бамбук, курильских воронов ( здоровые такие птицы!) и курильских бобтейлов( котиков с коротким хвостом).
Ну, собственно, ради чего я ехала на Итуруп: рыбзаводы. На острове их штук 15. Во время сезона добычи икры, не вся икра уходит на переработку и дальше в продажу. Часть оставляют на заводе для дальнейшей инкубации. Икру оплодотворяют и инкубируют в специальных боксах, называемых аппаратами Вейса. Выклюнувшихся мальков переводят в промышленные садки, где они растут, прячутся за камушки и готовятся к дальнейшей жизни в природе. Затем подросших рыбок выпускают. Специалисты завода говорят, что через три года возвращается около 2-3% взрослых особей (горбуши,кеты) в то место, где они родились. Этот момент называется путина. Несмотря на то, что кажется, что 2-3 % цифры маленькие, в глобальном смысле это достаточно. Мне показывали видео и фото: рыбы огромное количество , она плещется и прыгает. В день даже не на самом большом заводе перерабатывается до 180 тонн рыбы.
Было ли моей мечтой попасть на Итуруп? Нет, не было. Эта командировка получилась спонтанной. Поехала ли я бы туда еще? Зимой точно нет. Одного раза достаточно. Это остров для сильных и здоровых людей. Не дай Бог там что -то случится. В помощь санавиация, но когда она прибудет при плохой погоде? Я старалась вообще об этом не думать! Намерзлась я там прилично, ветрами продуло сильно, бывало, что зуб на зуб не попадал. Ещё намучилась ожиданиями вылета рейсов. В общем, непростая оказалась поездка. Но необычно, интересно, все не так как я привыкла, все по -особенному. Такое не забывается. Перезагрузка.