“Чернобыль”: мы бы так не сняли?

“Чернобыль”: мы бы так не сняли?

Сериал, который держит в напряжении до последней секунды. Мы, жившие с уверенностью, что Чернобыль - это только наша история и руки прочь, ничего этого не знали.

Сценарист Юрий Ненев – о самом обсуждаемом сериале года.

Главный плюс фильма в том, что очень доступным языком, наконец-то, рассказано, что же произошло в Чернобыле и какими могли быть последствия. Не уверен, что в реальности Легасов на заседании суда раскладывал красные и синие таблички, чтобы объяснить природу ядерного взрыва. Но придумано блестяще.

Кого-то зацепило постоянное потрескивание дозиметра, кто-то не спал после третьей серии, а мне больше всего запомнились дети, играющие в ночи под хлопьями ядерного пепла, пока взрослые, раскрыв рот, смотрели на сияние, исходящее от атомной станции.

Так и мы сейчас похожи на тех людей: стоим, раскрыв рот от удивления, и пытаемся понять, как иностранцам удалось снять фильм про нас – с любовью, с состраданием, честно и без надрыва.

Самое популярное мнение о “Чернобыле” – мы бы так не сняли. 

Частично соглашусь, есть сейчас сильный крен в героизм. У нас обязательно кто-то оказался бы суперменом (скорее всего, Петров), кто с горящими глазами вынес бы на себе половину жителей Припяти за черту опасной зоны, спас всех щенят и коров, которых не пощадили в НВО, полюбил бы умирающую работницу атомной станции и спас ее, отдав свою жизнь/кровь/сердце/почки. И рассказ велся бы от имени этой женщины, которая жива до сих пор и воспитывает сына, родившегося в начале 1987 года. Сами понимаете – от кого. И сидел бы перед мамой маленький Петров с горящим глазом. 

Но уверять, что наши так никогда не снимут, вот поспорю. Конечно, в советском кино было бы попроще, чем сейчас, найти режиссера, кто ушел бы от изображения картинных героев. По степени достоверности, темпоритму и деталям – это, конечно, старший Герман. Почитайте, как он снимал те же “Двадцать дней без войны”.

А сегодня, пожалуй, Хлебников. Возьмите любой его фильм, нет криков, заламывания рук, гипермимики и гипержестов, нет героя с шашкой наперевес, а веришь и сопереживаешь, наблюдаешь жизнь, как она есть. “Чернобыль” –  по чистым эмоциям такой же. При этом растерянность, сомнения, отчаяние, показанные здесь – средства не менее выразительные, но куда более честные по отношению к реальной жизни. 

Как вовремя сняли такой “Чернобыль”, как правильно. О многом заставляет думать. Но говорить, что мы так не смогли бы – не стоит. Русская драматургия, русская режиссура, русская актерская школа – если не сдерживать, способны на все.